В 2009 году для организации инклюзивного обучения студентов ХНУРЭ с особыми образовательными потребностями, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины № 587 от 27.06.2008 года, создан научный учебно-методический отдел, который, в соответствии с Уставом университета, в 2019 году реорганизован в специальный учебно-реабилитационный отдел сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями.
Основными задачами отдела являются:
- организация квалифицированного коррекционно-реабилитационного, психолого-андрагогического, социального, социально-культурного, медицинского, валеологического, спортивно-физкультурного, правового, организационного, архитектурного, материально-технического и других видов сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями;
- участие в составлении индивидуальных учебно-реабилитационных программ и контроль за их выполнением;
- участие в разработке и внедрении специальных информационных, медико-технических, реабилитационных, образовательных технологий и систем;
- консультирование руководителей и сотрудников учебных подразделений по организации инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями, планирование и дальнейшее улучшение учебно-реабилитационного процесса;
- подготовка научно-педагогических и других работников Университета к работе с лицами с инвалидностью различных нозологий путем повышения их квалификации, проведения семинаров и ознакомительных лекций;
- содействие формированию в студенческом и преподавательском коллективе толерантного отношения к лицам с особыми образовательными потребностями, понимание их проблем;
- организация просветительской деятельности среди лиц без инвалидности по аспектам инклюзивного обучения в Университете;
- участие в подготовке лиц с особыми образовательными потребностями к обучению в условиях Университета;
- замена занятий по физической культуре на занятия по адаптивному физическому воспитанию и физической реабилитации;
- обеспечение последовательности, комплексности и непрерывности выполнения реабилитационных мероприятий для лиц с особыми образовательными потребностями, оценка их результатов и эффективности.