4.12 Информационно-навигационная система контроля и анализа параметров движения автотранспорта (ИНСКА)

ОБЛАСТЬ (СФЕРА), К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ РАЗРАБОТКА: Интеллектуальные информационные и информационно-аналитические технологии. Возможные пути коммерциализации — изготовление аппаратуры, информационные услуги абонентам системы.

ЦЕЛЬ (ПРОБЛЕМА) РАЗРАБОТКИ: Создание системы, предназначенной для информационного обеспечения водителей и решения задач, направленных на повышение безопасности и комфорта участников дорожного движения.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ: Система ИНСКА обеспечивает:

- автоматическую фиксацию и оперативное реагирование на возникновение ДТП;

- контроль соблюдения водителями правил дорожного движения;

- автоматизированный анализ параметров движения транспортного средства при возникновении ДТП;

- сбор, статистическую обработку данных о нарушении правил дорожного движения и ДТП;

- информирование об обстановке на дорогах (пробки, ремонтные работы и т.п.);

- предоставление информации абонентам системы с учетом прав их доступа.

 Основные составляющие системы: региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), который является организующим центром системы; бортовой автомобильный регистратор (БАР) и средства оперативного анализа информации.

 

 

БАР обеспечивает определение параметров движения автомобиля по сигналам ГНСС, снятия показаний бортовых датчиков, определения факта возникновения ДТП, контроль нарушений ПДД, оперативный обмен данными с РИАЦ. БАР накапливает в «черном ящике» измерительную информацию, непосредственно касается ДТП или нарушений правил дорожного движения для дальнейшего анализа.

 

 

 

В случае ДТП РИАЦ выполняет оперативный вызов служб ГАИ, МЧС, скорой помощи на место происшествия и сообщает им оперативную информацию о тяжести события.

Удаление данных, зарегистрированных БАР, при возникновении ДТП обеспечивают средства оперативного анализа информации. Также они осуществляют их предварительный анализ и передачу в РИАЦ.

РИАЦ обеспечивает детальный анализ и статистическую обработку информации, устанавливает причины ДТП, проверяет факт нарушения правил дорожного движения и формирует выводы. Функционирование ИНСКА базируется на результатах теоретических и экспериментальных исследований по решению задач точного определения координат по сигналам ГНСС.

Реализация методов обработки фазовых наблюдений ГНСС с применением сетевых технологий, обеспечивает точность определения координат на уровне 1 дм и выше. Такая точность, при условии сбора информации с частотой не менее 1 Гц, является достаточным для решения наиболее сложных ситуаций, возникающих на транспорте.

ИННОВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗРАБОТКИ: По тематике проекта создания ИНСКА авторский коллектив 5 статей, 3 патента Украины, 3 приоритеты на выдачу патентов Украины, также было сделано 16 докладов на конференциях.

ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗРАБОТКИ: Все существующие и создаваемые устройства и системы, которые могут считаться аналогами БАР и ИНСКА соответственно, узкоспециализированные. БАР объединяет в себе функции целого ряда таких устройств. В части же детального анализа информации, восстановление параметров движения транспортного средства перед и во время ДТП и выявления истинных виновников, решение относительно нарушений правил дорожного движения, а также статистической обработки всей совокупности информации — задач, решаемых в РИАЦ, ИНСКА конкурентов не имеет.

Зона действия ИНСКА, что сначала создается в пределах региона, в перспективе может быть распространена на территорию всей страны.

АНАЛИЗ РЫНКА: Потенциальный рынок услуг ИНСКА определяется количеством единиц транспорта в Украине. На сегодняшний день он составляет более десяти миллионов единиц транспортных средств. Годовой объем продаж персональных навигационных устройств в Украине составляет около 200 тыс. единиц, причем, фиксируются стабильные и значительные темпы его роста. Однако обычно купленные навигационные устройства используются для решения задач автономной навигации и системах предоставления любых услуг, связанных со спутниковой навигацией, не используются.

В настоящее время в Украине на рынке услуг спутниковой навигации транспорта действуют около сорока фирм. В основном они предоставляют услуги по внедрению систем мониторинга и систем информационной поддержки водителей. Всего их услугами охвачено не более 1% потенциальных клиентов.

В отличие от этих систем ИНСКА предоставляет гораздо больше услуг, в частности способствует повышению безопасности дорожного движения. Она одновременно контролирует соблюдение целого ряда правил дорожного движения, определяет факт и выполняет анализ обстоятельств ДТП и, кроме того, имеет ряд функций, не реализованных ни в одной известной системе.

ОЦЕНКА ТРАНСФЕРА РАЗРАБОТКИ: Предложенные пути трансфера разработки: обмен опытом и информацией о научно-технологические достижения, проведение консультаций по вопросам применения технологий, поставки технологий в рамках договоров об их трансфер с учетом рыночной потребности.

СТАДИЯ РАЗРАБОТКИ: По состоянию на настоящее время на 70-80% разработаны и обоснованы научные, технические и экономические аспекты проекта создания ИНСКА, а также проведены теоретические и экспериментальные исследования технологий сбора и обработки информации, которые будут применяться в ИНСКА.

Проект занял I место на конкурсе инновационных проектов «IT-Kharkiv» в номинации «Лучший проект в области геоинформационных систем и информационного обеспечения транспорта» в 2013 г. На БАР получен диплом Международного конкурса инновационных и инвестиционных проектов «Харьковские инициативы» в 2013 г.

ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ НА РАЗРАБОТКУ: Для проведения НИОКР с целью разработки прототипов необходимо 3 млн. грн. и 1 год.

Стоимость работ по созданию ИНСКА в центральном городе региона составляет около 12 млн. грн.

Стоимость абонентского обслуживания клиентов ИНСКА в зависимости от пакета услуг составит от 600 до 3000 грн./год при средней стоимости услуг на уровне 1200 грн./год.

Прибыль от реализации одного БАР ожидается на уровне 200 грн. при себестоимости изготовления примерно 2,5 тыс. грн..

Финансирование создания ИНСКА предполагается осуществлять за счет инвестиционных средств, государственного бюджета и местных бюджетов регионов, в которых создается система.

Объемы и источники финансирования на каждый год определяются отдельными решениями местных и центральных органов исполнительной власти, а также привлеченными инвесторами.

Окупаемость ИНСКА ожидается в течение 3 лет, при затратах на эксплуатацию порядка 2000 тыс. грн. в год. Затраты на развитие ИНСКА предусматриваются из прибыли после завершения периода окупаемости системы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ ИЛИ АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Дохов Александр Иванович, к.т.н., проф.; Лукьянов Александр Михайлович.

cохранить эту страницу в PDF