The Informatics Department at the School of Applied Mathematics and Management is major in training experts in the area of Informatics.

The Department offers:

  • Bachelor Degree in Information Technology (6.0403 02)
  • Specialist Degree in Computer Applications, engineers (7.0403 0201)
  • Master Degree in Computer Engineering, researchers (8.0403 0201)

Key Directions:

  • development of methods and algorithms of image processing and pattern recognition for technical vision systems, robotic complexes, control systems and information transmission systems;
  • development of methods and algorithms of information processing, databases, knowledge bases and expert systems;
  • development of parallel and distributed computing methods.

Current information technologies require experts capable of solving a wide range of problems for various information systems with deep knowledge in the areas of information technology and mathematics in particular. A wide range of up-to-date subjects referring to information technologies is offered by the Department: Databases and Information Systems, Internet Technologies and Web-Development Technologies, Modern Techniques of Distributed Data Processing, System Programming, Operating Systems, API Basics, Programming Technology, Specialized Database Management Systems, Database Management Systems, Multimedia Technology, Special Programming Languages.

The students specializing in Informatics study information technologies as well as various courses in mathematics: Mathematical Analysis, Probability Theory, Differential Equations, Optimization Methods, and Decision-Making Theory.

There are a number of courses intended to extend students’ knowledge in the area of information technologies and their applications: Algorithm Theory, Mathematical Support and Dataware of Systems for Complex Signal Processing, Pattern Recognition Theory, Dataware for Investment Activity, Bank Marketing Dataware.

Mathematics and information technologies combined enable to train experts for software and information system development from the design stage and mathematical modeling up to introducing a complete system.

The graduates have the necessary knowledge to solve the following problems: to design information systems, to cope with mathematical modeling, to design and set up databases, to develop software, to put software into operation. The graduates have the opportunity to work in state institutions and private companies both in Ukraine and abroad.

Science and International Cooperation

The area of interest of the Department is in the development of mathematical models for complex information processing, such as images in computer vision systems, databases and knowledge bases. A new direction in pattern recognition based on normalization and group theory has been developed.

Normalization consists in finding the parameters of geometric transformations for an image with the view of compensating them. The compensation can be achieved by means of changing the three-dimensional position of the input image or by means of algorithms, i.e. using reverse transformation related to the input image. The solution of normalization problems plays the key role in pattern recognition and management. Excellent results which are fundamental for science have been achieved by the staff in this field.

The Theory of Normalization through the moments methods, invariant straight lines, the intersection method developed by the scientists of the Department has been applied in various systems. Currently, the most developed methods are connected with the uniform and consistent image normalization.

Combined normalization methods for observing real-time moving objects are being developed by the staff members. To solve the problem it is necessary to have effective algorithms of segmentation (e.g. contour extraction), normalization, recognition, as well as hardware. The developed algorithms can be found in diverse systems of civil and military use.

The field of their application becomes wider taking into account their growing opportunities. Currently, the staff members are engaged in practical application of their scientific achievements: application of computer vision systems for the customs (introscopy), aircraft landing, conveyor lines, forest fire prevention, in intelligent television sets. Research is carried out to raise the efficiency of Distance Learning by means of the Internet, to develop e-textbooks, to introduce new software technologies for knowledge bases and expert systems.

The staff members of the Department are actively cooperating with universities and companies abroad: LOWE Company (Germany), Hannover University, Alain University, Dresden University (Germany), Klagenfurt University (Austria), Linnaeus University (Sweden). A great number of students specializing in Informatics get double diploma – one from KhNURE and another from a foreign partner University.

In recent years the staff members have published over 470 articles, 7 monographs, 12 textbooks. They have to their credit 42 inventions and patents most of which have been introduced into production.

save this page as PDF

О кафедре

Обучение

Кафедра информатики факультета прикладной математики и менеджмента является профилирующей кафедрой  подготовки специалистов по специальности информатика.

Кафедра осуществляет комплексную подготовку специалистов трех образовательно-квалификационных уровней:

  • бакалавр – специалист по информационным технологиям по направлению 6.040302 – информатика;
  • специалист – инженер по применению компьютеров по специальности 7.04030201 – информатика»;
  • магистр – научный сотрудник (вычислительная техника) по специальности 8.04030201 – информатика.

Учебный процесс кафедры проводится в мультимедийных аудиториях. Совместно с компаниями Infostroy и Мiratech созданы два учебных класса которые оснащены современными компьютерами. 

Ведущие специалисты компаний Infostroy  и Мiratech проводят курсы по направлениям: Java SE7, C++, PHP, .Net, C#, SharePoint для студентов специальности информатика. 

На базе учебного класса компании Infostroy работает лаборатория IT-GURU в которой  специалисты компании проводят мастер-тренинги для студентов. 

На кафедре ведется преподавание широкого спектра современных дисциплин, связанных с информационными технологиями: базы данных, информационных систем, Internet-технологии, современные средства обработки распределенных данных, системное программирование, операционные системы, основы API, технология программирования, специализированные СУБД, мультимедийные технологии, специальные языки программирования, облачные вычисления и виртуализация. управление проектами.

Студенты, обучающиеся по специальности, изучают не только информационные технологии, но и различные математические курсы: математический анализ, теория вероятности, дифференциальные уравнения, методы оптимизации, теория принятия решений. Также, изучается ряд курсов предназначенных для расширения знаний студентов в области информационных технологий и их приложений: теория алгоритмов, математическое и информационное обеспечение систем обработки сложных сигналов, теория распознавания образов, информационное обеспечение инвестиционной деятельности, информационное обеспечение банковского маркетинга. 

Совместное изучение математических дисциплин и дисциплин, связанных с информационными технологиями, позволяет подготовить специалистов, которые могут решать целый комплекс задач в области разработки программного обеспечения и информационных систем. Начиная от проектирования и построения необходимых математических моделей до внедрения готовых систем.

Выпускники кафедры информатики имеют необходимый набор знаний для того, чтобы решать следующие задачи: спроектировать информационную систему, строить необходимые математические модели, проектировать и создавать базы данных, разрабатывать программные продукты, осуществлять ввод программных продуктов в эксплуатацию. Благодаря такой подготовке выпускники кафедры информатики трудоустраиваются  в государственных и частных предприятиях как Украины, так и за рубежом.  

Ежегодно для школьников кафедрами информатики и программной инженерии проводится конкурс «Юный гений IT» при поддержке Харьковского областного и городского департаментов образования.

Основной целью конкурса является ознакомление школьников с современными технологиями разработки программного обеспечения, для дальнейшего определения выбора специальности, построения успешной карьеры разработчика программного обеспечения, после окончания университета а также самоопределения в сфере информационных технологий.

С марта каждого года на сайте ygit.kture.kharkov.ua  открыта регистрация участников для участия в конкурсе в следующем учебном году. 

Наука и международное сотрудничество

Основное научное направление кафедры – разработка математических моделей обработки сложной информации.

На кафедре разработано новое направление в распознавании образов, базирующееся на теории групп и нормализации.

Решение задач нормализации играет важную роль при распознавании изображений и управлении. В этой области кафедрой достигнуты высокие результаты, которые являются фундаментальными для науки. Теория нормализации с помощью метода моментов, инвариантных прямых, метода сечений, которая получила дальнейшее развитие в трудах ученых кафедры, смогла найти применение в различных системах. На сегодня наиболее разработанными являются методы параллельной и последовательной нормализации изображений.

На кафедре разрабатываются комбинированные методы нормализации для наблюдений за объектами, движущимися в реальном масштабе времени. Разработанные методы находят применение в различных системах гражданского и военного назначения.

В настоящее время преподаватели и сотрудники кафедры осваивают новые области внедрения научных достижений: применение систем технического зрения на таможне (интроскопия), при посадке самолетов, на конвейерных линиях, предотвращения лесных пожаров, интеллектуальные телевизоры. Исследования ведутся также в области повышения эффективности дистанционного обучения через Интернет, создание электронных учебников, внедрение новых программных технологий при создании баз знаний и экспертных систем.

Кафедра активно сотрудничает с зарубежными университетами и фирмами: фирма LOWE (Германия), университеты городов Ганновер, Ален, Дрезден (Германия) Клягенфурт (Австрия), Линеус (Швеция). Многие студенты специальности  получают двойные дипломы ХНУРЭ и одного из зарубежных университетов.

За последние годы кафедрой издано более 470 научных публикаций статей, 7 монографий, 12 учебных пособий с грифом МОН Украины, получено 42 патента на изобретения, которые внедрены в производство.

cохранить эту страницу в PDF