Фойе главного корпуса – посвящено 80 лет ХНУРЭ

25.12.2014

«В связи с появлением цифровых вычислительных машин перед человечеством

открылись ничем не ограниченные перспективы автоматизации

 интеллектуальной деятельности человека.

 Массив функций человеческого интеллекта

представляется нам огромной глыбой,

от которой пока удается отбивать

лишь небольшие кусочки»

                                    М.Ф. Бондаренко, Ю.П.Шабанов-Кушнаренко. Теория интеллекта.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ***

 «Обобщающее  понятие радиоэлектроника формировалось за последние

                                  десятилетия как расширение понятия радиотехника в результате

                             широкого использования электромагнитных и акустических

 волновых процессов различных частот, а также

  достижений  современной электроники»

                           Я.Д. Ширман Радиоэлектронные системы: основы построения и теория.

                   ***

                  80-летие ХНУРЭ  вобрало в себя огромный пласт науки и техники – радиоэлектроники, представляющую собой одну из наиболее динамично развивающихся областей.

Для современной радиоэлектроники совершенно справедливы слова Черной Королевы из «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла «… здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по крайне мере, вдвое быстрее!». ХНУРЭ принял на свои плечи этот пласт и стремительно уменьшая постоянную времени, бежит по ступенькам современных достижений радиоэлектроники, готовя для страны молодых и энергичных специалистов!

         Всяк, кто принял на плечи и несет этот пласт, начинает свой бег от станции метро «Научная»:

На «Науковій» остановка,

У остановки серый дом,

Там днем и ночью люд ученый

Солидно топчется кругом.

Пойдет направо – сдаст экзамен,

Налево – протолкнет зачет.

Что не экзамен, то поэма,

Что не зачет, то анекдот.

(Из репертуара театра оперетты радиотехнического факультета)

         Столь шутливые строки только подчеркивают трепет и волнение каждого, кто с затаенным дыханием входит в храм Науки – Центр-координатор развития науки в радиоэлектронной области – Главный корпус ХНУРЭ. Первый этаж – это компьютерная мощь 15 классов современных ЭВМ, где после проведенных в них занятий каждый студент заряжается интеллектуальным потенциалом, а профессор выплескивает энергию разума и главный ресурс развития в 21 веке – знания. Весь мир в познании красив!

34 ступеньки центральной лестницы ведут нас в просторное фойе второго этажа вдоль портфолио блистательной плеяды великих, своим взором которые убеждают нас, что «успех науки – дело времени и смелости ума».

Красивая, не теряющая своей эпохальной помпезности круговая балюстрада с балясинами классической формы в виде вазона, и разнообразие архитектурных форм с соблюдением того условия, чтобы крупные обломы чередовались с мелкими, криволинейные с прямолинейными и гладкие с украшенными, создают ауру величия науки, побыть в которой сюда невольно собираются стайки студентов и беседующие преподаватели. А вечером, когда замирает время, можно сбросить обывательскую маску и остаться здесь самим собой,  прислушаться к своим мироощущениям.

Отсюда начинается властвование естественной жизни ученых, здесь научно-исследовательский центр интегрированных информационных радиоэлектронных систем и технологий пульсирует в темпе бегущего времени, здесь каждый студент начинает ощущать тепло своих наставников.    

Здесь находится зона сопричастности и невидимыми нитями сплетаются научные достижения лабораторий единой радиоэлектронной семьи университета:

– в правом крыле настойчиво ищут кумулятивный способ повысить уровень машинного интеллекта (огромные потенциальные возможности ЭВМ фактически используются на первые десятки процентов), пытаясь получить подсказку у природы, то есть идут по бионическому пути и изучают человеческий интеллект.

Срок человеческой жизни ограничен, поэтому ограничена длина слов, которые могут обрабатываться  интеллектом человека. Научная школа – бионика интеллекта пестит проблему, к которой сводится традиционный вопрос о цели или смысле человеческой жизни. Весь мир в объятьях интеллекта!

– в правом крыле – вселенная компьютерной инженерии и управления, интеллектуальных систем принятия решений, языков программирования, системного анализа. Здесь разрабатываются новации в области построения жесткого треугольника «фирма-профессор-студент», два угла которого образуют уникальную интеллектуальную и социальную пару профессор-студент, изучаются механизмы незаменимости информационных систем. Весь мир в компьютерных системах!

– в левом крыле – макроуровень сегодняшнего мира – микро- и наноэлектроника, обещающая изменить наше бытие: сделать все предметы «интеллектуальными» – чипы в бумагу, одежда говорит…; оптоэлектроника, настойчиво пытающаяся приучить компьютеры «думать» и считать с помощью фотонов, а не электронов. Весь мир в холодних чипах!

– 36 гранитных ступенек вверх приводят к сегодняшней реальности – современным телекоммуникационным технологиям, составляющим базис глобального перехода к информационному обществу. Весь мир окутан проводами!

– еще 35 ступенек вверх венчают взлет радиотехнического творчества

Пусть электричество в тучах свободное

Громом грохочет и молнией бьет,

Радиотехника – связь беспроводная

Нас на вершины науки ведет

(Из гимна радиотехнического факультета)

Радиотехника с ее могучим радиолучом позволяет познавать мир – заглянуть, увидеть, опознать, отвратить, уничтожить, создать, врачевать, услышать, усладить! Весь мир на кончиках антенн!                 

Жизненные силы приходят из творчества. Мы радуемся каждой морщине, так как она совпадает с извилинами в мозгах. Их у нас уже 80!

Философия ХНУРЭ и тех, кто живет в мире научных идей, – знания стоят в авангарде его университетских принципов. Наука расцветает, когда появляется взаимные чувства. И чем больше мы вкладываем в студента, тем больше мы его любим. Потому что по натуре своей мы эгоисты!

 

                                              Проф. каф. РЕС      Тимошенко Л.П.

cохранить эту страницу в PDF